теория для 7 класса
ПРОЙДЕННЫЕ ТЕМЫ
ТЕМА №4 ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
ПОДГОТОВКА К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ.
1.Давайте вспомним ритмическую группу четверть с точкой и две шестнадцатых.
Многие ученики почему то не любят этот ритм, и не могут записать его правильно, когда пишут диктант. Но на самом деле этот ритм очень простой! Во втором классе мы проходили ритмическую группу четверть с точкой и восьмая:
Просто в этой группе восьмую разделили на две шестнадцатые.
Вспомните, как мы учились отмечать доли , когда были маленькие. Тогда это было очень трудно! А теперь совсем просто.
Откройте учебник Сольфеджио № 88
Я сейчас буду вам играть первую строчку. Пойте вместе со мной и отмечайте каждую долю. Нажмите на эту ссылку:
А теперь предлагаю написать диктант. (Вы конечно догадались, что в нем встретится ритм четверть с точкой и две шестнадцатых.)
2. Еще нам надо повторить одно задание, потому что оно встретится на контрольной работе, а мы его немножечко забыли. Посмотрите на этот образец:
Сыграйте и спойте.
Это построение от ноты Д7 с разрешением в две тональности. Этот Д7 построен от ноты "ми". Надеюсь вы помните , как найти тонику, когда строишь Д7 от ноты? (Для тех, кто забыл -напоминаю, что надо отсчитать вниз 5 ступеней.)
В этом задании можно не писать знаки у ключа.(мы просто подразумеваем, что они есть.) Но есть одна "ловушка". При построении Д7 в миноре (гармоническом миноре!) в нем повышается седьмая ступень. Это терцовый тон (вторая нота с низу). Если в мажоре у этой ноты стоит диез, то он есть и в миноре. А если в мажоре эта нота чистая, то в миноре у ней есть бекар. Вот этот бекар почему то все забывают!
Для тех, кто забудет написать бекар хочу напомнить, что это ошибка и оценка снижается! Попробуйте самостоятельно построить по этому образцу Д7 от нот "ре" и "соль". Напоминаю, что все что строим, мы обязательно играем и поем.
И последнее задание, это интервальная цепочка.Попробуйте записать ее самостоятельно.
Итак, я жду от вас три задания.
1.диктант
2.Д7 от нот "ре" и "соль"
3. интервальная цепочка. (записываем нотами, вверху подписываем интервал)
Все задания желательно на одном фото.
УДАЧИ!
ТЕМА3. Работа в минорных ладах
В минорных ладах многие интервалы и аккорды строятся в гармоническом виде. В натуральном строятся только б2 и м7.Там где есть седьмая ступень она повышается ВЕЗДЕ. Основная ошибка при построении в миноре -это "упущение" VII повышенной ступени в разных октавах ( так же как и в мажоре.) или полное отсутствие повышения . Особенно часто это проявляется в Д7 и его обращениях.
Если у седьмой ступени при ключе стоит бемоль, то мы повышаем ее при помощи бекара. Посмотрите на пример в до минора.
Если у седьмой ступени нет знака при ключе, то мы повышаем ее с помощью диеза. Посмотрите на пример в ре миноре.
Если у седьмой ступени стоит диез, то мы повышаем ее знаком дубль диез. Он обозначается так "Х ". Но это только в соль диез миноре и ре диез миноре. Обратите внимание , что в миноре ( в отличии от мажора!) в гармоническом виде строятся первые тритоны и ум 5\3.
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ: Постройте по этому образцу то же самое в фа миноре и до диез миноре. Сыграйте и спойте.
Следующий урок 2 мая . В мае состоится письменная контрольная работа !
ДИКТАНТ :
ТЕМА2. РАБОТА В МАЖОРНЫХ ЛАДАХ.
Некоторые ученики никак не могут запомнить, что в гармоническом мажоре понижается VI ступень! При построении тритонов и хроматических интервалов она понижается ВЕЗДЕ. Очень распространенной ошибкой является "упущение" этого понижения в разных октавах. Пример Ми мажор:
Еще одна "любимая"ошибка-это понижение VI ст. там где ее нет. А ее нет в б2,м7 и Д7 с обращениями. Но некоторые умудряются там ее "найти" и понизить. Обычно вместо нее понижают VII ступень.
Если у VI ступени при ключе нет знака, то мы понижаем ее при помощи бемоля. Посмотрите пример в Ре мажоре .
VI пониженная ступень есть в гамме, вторых тритонах и ум5\3, ув2 и ум7. При ключе у ноты "си" знака нет.
Если при ключе у VI ст. стоит диез , то мы понижаем ее бекаром.Ми мажор:
Если при ключе у VI ст. уже есть бемоль, то она понижается знаком дубль-бемоль :
Но это только в Ре -бемоль мажоре и Соль бемоль мажоре.( хотя некоторые ученики умудряются использовать этот знак даже в диезных тональностях).
ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ ( прислать до 24 апреля)
Построить по данному образцу эти интервалы и аккорды в Ля-бемоль мажоре и Си мажоре. (сфотографировать и прислать) Сыграть и спеть их.
№224- начинаем учить наизусть.
ТЕМА1 УМ5\3 НА ВТОРОЙ СТУПЕНИ ЛАДА. 8 апреля
1.Прочитайте объяснение темы в учебнике Сольфеджио на стр.26
2.сыграйте №103 №104 №105
3. Сыграйте ум5\3 в до мажоре и до миноре. Спойте их. Запишите в тетрадь.
Обратите внимание на изменения гармонических ступеней .В миноре повышается VII в мажоре понижается VI.
4.Сыграйте ум5\3 на VII ст.и II ст. в Соль мажоре и ми миноре.Спойте их.
Сыграйте и спойте то же самое в Ре мажоре и си миноре.
4.Ссыграйте и спойте №107 и №109 Найдите в них ум5\3 на второй ступени.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: задание №2 сфотографировать и прислать мне на Whats App или почту до 14 апреля. Номера учим сами в течении недели. (никуда не отсылаем)
1.№107 петь с дирижированием.
2.Построить ум5\3 на VII ст.и II ст. в ФА, ЛЯ,МИ-бемоль мажоре и ре,до,фа-диез миноре. Сыграть их и спеть. Не забывайте гармонические ступени!
3.№224 повторить.
1.Д7 https://youtu.be/AakbQ3IVroM?t=40
2.тритоны https://youtu.be/zeJrwx7x3ls
3 синкопа https://youtu.be/kg5-Clf_GdI?t=75
4.пунктирный ритм https://youtu.be/Y0fhRVfNCIg
5. интервалы https://youtu.be/jc1pU6Na1DA
6.обращение интервалов https://youtu.be/DlWeNWwiioQ
6.трезвучия https://youtu.be/S-6-bJTlk9U?t=83
7.обращение трезвучий https://youtu.be/S-6-bJTlk9U?t=83
8. секвенция https://vk.com/video-171519145_456239046
9. три вида минора https://youtu.be/j46odY9VpJI
10. два вида мажора https://vk.com/video-147590760_456239080
11модуляция https://youtu.be/lWEvX3mh59I
12 отклонение https://youtu.be/lWEvX3mh59I
13 Разрешение – https://youtu.be/b5NN5viR9DY
14.Опевание_- https://youtu.be/b5NN5viR9DY
15.Параллельные тональности-https://youtu.be/x52V0OpLa4g
16.Гамма https://youtu.be/b5NN5viR9DY
17 Размер – виды размеров..https://youtu.be/jY28R0rERWs
18.Период- https://youtu.be/aJw-ROzj2Jcн
17.Альтерация –https://youtu.be/vqCAAtWOARo
18 хроматизм https://youtu.be/vqCAAtWOARo
19Золотой ход валторн- https://youtu.be/J1UY7eVKobY
20 Транспозиция – .https://youtu.be/yuepRj0WB54